Круглый стол "Безопасная образовательная среда"

24 мая в Институте психологии и образования К(П)ФУ (Казань, Татарстан) был проведен Круглый стол «Безопасная образовательная среда в мультикультурном мире» в рамках международной научно-практической конференции «Транснациональная и региональная адаптация детей мигрантов: современные практики и модели социокультурной и психолого-педагогической интеграции»

Участниками круглого стола стала инициативная и активная молодежь из областей образования, науки, межнациональной политики и журналистики. Спикерами выступили А.Д. Росихина, Советник председателя Молодежного правительства Республики Татарстан по вопросам образования и науки, Р.А. Каримов Председатель Совета молодых педагогов Республики Татарстан, И.Р. Гафиятуллина Журналист интернет-портала ISLAM-TODAY.RU, Л.Н. Кочнева Зам.председателя Совета РМОО «Молодежная Ассамблея народов Татарстана», М.А. Иванова Исполнительный директор национально-культурная автономия удмуртов Республики Татарстан, Л.Р. Каюмова, Ассистент Института психологии и образования КФУ, Молодежный помощник руководителя АТК РТ, Глори Кионга, Вице-президент Ассоциации иностранных студентов и аспирантов г Казани

В процессе работы круглого стола участники обсуждали проблему создания безопасной образовательной среды как одно из важнейших условий повышения эффективности всего образовательного процесса в мультикультурном мире. Понятие «безопасной образовательной среды» многоаспектна. Сфера отношений, нормативно-правовое и материальное обеспечение, мобильность самого субъекта образования – все это влияет на эффективность образования и успешность субъекта.

Ряд выступлений коснулись актуальной проблемы информационной насыщенности и влияния СМИ на образование. Выступление М.А. Ивановой «Интернет-ресурсы и образование: зона потенциальной опасности» и И.Р. Гафиятуллиной «Вытеснение морали и чувство одиночества: на чем играют вербовщики?» призывали педагогов быть более внимательными и обучать учащихся работать в Сети. На примере групп в VK и свободной энциклопедии Wikipedia Иванова Марина продемонстрировала работу по фальсификации информации.

«Ученик должен научиться мыслить шире! Искать различные мнения, факты, публикации иногда совершенно противоположных точек зрений. Иначе говоря нужно формировать критическое мышление. Только в этом случае ребенок не будет задавлен объемом информации, сможет противостоят пагубному влиянию радикальных групп в Сети» - сказала Марина Иванова резюмируя свое выступление.

Вопросам мультикультурной образовательной среды, адаптации мигрантов и иностранных студентов и взаимоотношений между жителями и гостями города были посвящены выступления представителей Молодежной ассамблеи народов Татарстана Т.Р. Кадырова, Л.Н. Кочневой, Глори Кионга. Как отметила Людмила Кочнева «Важно работать в нескольких направлениях. Это безусловно адаптация иностранных граждан в условиях современного Татарстана, с учетом особенностей их культуры и традиций. Но при этом мы должны помнить и о жителях Татарстана. Основная наша задача установления дружеских отношений между иностранными гражданами и жителями республики».

Кроме того, во время круглого стола были презентованы проекты молодых педагогов, направленные на поддержку молодых учителей, профилактики синдрома эмоционального выгорания и планирования профессионального роста в образовании: «Научно-исследовательская группа студентов «Безопасная образовательная среда» (автор Л.Р. Каюмова), «Чемпионат педагогических кейсов» (автор Р.А. Каримов), «Деловые игры педагогов! Сыграй на повышение!» (автор А.Д. Росихина).

Заключительное слово было предоставлено гостю Форума доктору наук, профессору Владимиру Николаевичу Мошкину, который поддержал участников и организаторов круглого стола своим напутственным словом. Владимир Николаевич Мошкин является одним из основателей теории безопасности в образовательной среде. Основным направлением профессиональной научной деятельности является воспитание культуры безопасности школьников. «В Казани, где я жил, в то время шел процесс трансформации молодежных групп в криминальные группировки. Я заинтересовался проблемами, с одной стороны, обеспечения безопасности подростков в условиях криминальной среды, с другой – переориентации молодых людей, попавших под негативное влияние улицы, на социально значимые виды деятельности. Изучал конкретный опыт работы педагогов города» (из интервью http://obj.mchsmedia.ru/ 13.09.2016). Выступление гостя, которое завершилось мастер-классом по самообороне, вызвало восторг слушателей.

Фотогалерея: